Ходовые устройства дорожных машин

ходовые, устройства, дорожных, машин

Ходовое устройство (движитель) дорожных машин обеспечивает передвижение машины в рабочем и транспортном режимах путем преобразования крутящего момента двигателя в силу тяги. На дорожных машинах применяют в основном гусеничные, колесные с пневмомашинами, комбинированные колесногусеничные и колесно-рельсовые ходовые устройства. Особенностью гусеничного ходового устройства дорожных машин является применение двух-, трех- и четырехгусеничных. Движителей. Двухгусеничное оборудование используют на базовых тягачах и асфальтоукладчиках, трех- и четырехгусеничное - на машинах для строительства, ремонта и восстановления покрытий дорог. Особенностями колесного ходового устройства дорожных машин являются: применение различных колесных схем. Гусеничный движитель обеспечивает более низкое (до 0,02- 0,03 МПа) по сравнению с колесным (до 0,1-0,4 МПа) давление на грунт и реализует большее тяговое усилие. Пневмоколесный движитель оборудован деформируемыми пневматическими шинами с низким (0,15-0,25 МПа) и средним (0,3-0,4 МПа) давлением, которое приближенно принимают на 20-30 % ниже давления колеса на грунт. Проходимость колесных движителей повышают путем применения специальных протекторов и цепей, надеваемых на пневматические колеса. Жесткие металлические колеса применяют в машинах, передвигающихся по предварительно уложенным рельсам, а также на катках в качестве рабочих органов - вальцов. Для повышения проходимости и снижения давления на грунт разрабатывают другие специальные типы движителей: лыжно - катковый, винтовой, шнекогусеничный и др. Расширяется область применений оборудования на воздушной подушке. В строительных и дорожных машинах используют иногда и другие типы движителей. Для уплотняющих машин применяют шагающее с опорными лыжами и комбинированное шагающе-колесное устройство. Они имеют низкое давление на грунт, что позволяет применять эти машины для уплотнения свежеотсыпаного рыхлого грунта с малой несущей способностью. Шагающие движители бывают с механическим и гидравлическим приводом. Размер шага 0,6-2 м для тяжелых машин. Скорость перемещения до 0,3 км/ч. Ограничением для шагающего движителя является предельный угол подъема - до 15 градусов . Гусеничные движители по типу подвески могут быть с жесткой, полужесткой, упругой (балансирной с каретками) и упругой (эластичной) индивидуальной и комбинированной подвеской. Ряд дорожных машин (снегоочистители, болотоходы) для уменьшения массы, снижения давления на грунт и повышения проходимости оборудуют резинометаллическими лентами. Движители дорожных машин выбирают в зависимости от назначения машины. Важными параметрами движителя являются давление на грунт, развиваемое тяговое усилие и касательные напряжения при различных скоростях движения, проходимости и др. Проходимость машин связана со средним давлением (МПа) на грунт, определяемым для двухгусеничных машин.