Виды скреперов

виды, скрепер, дорожные машины

По способу загрузки скреперы можно подразделять на скреперы, у которых наполнение ковша происходит под давлением срезаемой стружки (этот способ связан с преодолением значительных сопротивлений наполнению), и на скреперы с элеваторной нагрузкой, когда подъем грунта в ковш производится элеватором.
Благодаря чему сопротивление наполнению ковша снижается.
По способу разгрузки скреперы можно разделить скреперы со свободной разгрузкой вперед или назад, с принудительной или полупринудительной разгрузкой и со щелевой разгрузкой - с разгрузкой вниз. На скреперах с элеваторной загрузкой применяется донная разгрузка.

Свободная разгрузка применяется в машинах малой емкости (остатком свободной разгрузки является неполная разгрузка при работе в вязких и влажных грунтах).
Принудительная, полупринудительная и щелевая разгрузки применяются главным образом в машинах средней и большой емкости.
При принудительной разгрузке обеспечивается наилучшая чистка ковша.
Недостатком полупринудительной разгрузки является неудовлетворительная очистка ковша при работе на липких и переувлажненных грунтах.
При щелевой разгрузке днище, поворачиваясь, выводится под грунта и в конечном положении наклоняется к горизонту, углом 72-75 градусов , вследствие чего происходит лучшая очистка ковша.
Этот способ наименее энергоемок, так как исключает подъем грунта, имеющий место при полупринудительной разгрузке.
По виду заслонки различают скреперы двух типов: с плавающей и управляемой заслонками. У плавающей заслонки шарниры подвески отнесены назад по ходу и расположены ниже, чем у управляемой заслонки. Благодаря этому, также форме заслонки направление действия равнодействующей Р сил реакции со стороны призмы волочения на заслонку пройдет выше шарнира. Сила Р будет стремиться поднять заслонку. Условие, при котором заслонка будет подниматься под действием грунта в призме волочения, выразится равенством: Ph = Gb.
У управляемой заслонки сила Р, складываясь с силой тяжести, стремится закрыть заслонку.
Подъем заслонки и удержание ее в открытом положении производится при помощи специального механизма, блокирующего управление заслонкой и ковшом.
Режущие ножи бывают прямой, ступенчатой, полукруглой формы.
По сравнению с прямоугольными ножами применение ступенчатых ножей сокращает время и путь загрузки скрепера на 10-15%, повышает коэффициент наполнения на 18-20%, но ухудшает планирующую способность скрепера.
Еще более эффективным в отношении пути загрузки и коэффициента наполнения, в особенности при работе на тяжелых грунтах, является применение криволинейных ножей, хотя планирующая способность скрепера ухудшается даже по сравнению со ступенчатыми ножами.
Прямоугольные ножи скреперов стандартизированы. Количество средних и боковых ножей на скреперах должно быть 3-4 штуки. Причем длина средних ножей должна быть приблизительно равной сумме длин двух боковых ножей.

По системе управления рабочими органами различают скреперы с гидравлическим и канатно-блочным управлением.
Основным достоинством гидравлического механизма управления следует считать возможность принудительного заглубления ковша. У канатно-блочной системы управления подъем рабочего органа производится принудительно, а спуск ковша и заглубление ковша в грунт осуществляются за счет собственного веса, что ухудшает условия работы скрепера во время заглубления на твердых грунтах и удлиняет пути загрузки, а также приводит к неполному закрытию заслонки по окончании загрузки и потерям грунта и его транспортировании.
Недостатком канатных систем является передача части силы тяги от трактора к скреперу через канат подъема ковша. При этом канат подвергается перегрузкам. Этот недостаток устраняют внедрением специальных механизмов, разгружающих канат подъема ковша при транспортировании.
Применение электролебедок упрощает канатные системы скреперов по сравнению с обычными, приводимыми от тракторных лебедок: уменьшается рабочая длина канатов и количество блоков, вращается число перегибов канатов и увеличивается срок их службы.

В развитии конструкций скреперов характерно:
- внедрение походных скреперов;
- увеличение мощности двигателя и скоростей движения;
- увеличение емкости ковша;
- применение гидротрансформаторов и гидромуфт в трансмиссии и гидрообъемных систем управления;
- совершенствование формы ковша и ножа;
- переход вновь к принудительной разгрузке грунта из ковша скрепера; внедрение пневматических шин низкого давления и бессменных шин; применение привода для всех колес или вспомогательного привода задних колес полуприцепных и самоходных скреперов; применение скреперов с элеваторной загрузкой и т. д.

Перспективным типажом предусмотрено изготовление ряда прицепных и самоходных скреперов, в том числе самоходного скрепера на базе мотор-колес с двигателем мощностью 540-650 квт.

По способу передвижения скреперы подразделяют на прицепные, полуприцепные и самоходные.
Прицепные скреперы, обычно двухосные, буксируемые гусеничным или двухосным колесным тягачом.
Прицепным скрепером называется скрепер, средняя весовая нагрузка которого (собственный вес и вес грунта выше) передается на опорную поверхность через ведомые колеса.

Прицепные скреперы с ковшом геометрической емкостью 0,75-3 м3 обычно применяют с гусеничными тракторами мощностью >400 л. с. (11-290 квт) для работ в условиях переменного рельефа, при перемещении грунта по бездорожью на расстояние 0,05-0,2 км при самой малой емкости и 0,3-0,7 км.

Полуприцепные скреперы - это скреперы, у которых часть весовой нагрузки передается гусеничному или одноосному преимущественно) или двухосному колесному тягачу.
С ковшом емкостью 0,75-6,0 м3 они чаще всего применяются гусеничными тракторами мощностью 15-80 л. с. (11-60 квт) используются при небольших объемах земляных работ, при коротких расстояниях возки, сложных рельефных условиях и при работах, требующих высокой маневренности. С ковшом емкостью 4,5-45 M3 в хороших условиях рельефа и дорог полуприцепные скреперы применяются с колесными тягачами.
Реже они используются с двухосными тягачами мощностью 120-450 л. с. (90-330 квт), иногда до 700 л. с. (500 квт), чаще с одноосными тягачами той же мощности.
Максимальные подъемы, преодолеваемые груженым полуприцепным скрепером на первой передаче колесного тягача, составляют 30-35%.
Полуприцепные скреперы с одноосными тягачами являются в настоящее время наиболее маневренными и быстроходными машинами.
Еще меньше используется тяговое усилие у двухосных колесных тягачей, у которых на ведущую ось передается 37-38% веса груженой машины.
Самоходным скрепером называется скрепер со встроенным двигателем (обычно расположенным сзади), у которого конструктивный вес всей машины и вес грунта в ковше полностью передаются на опорную поверхность через колеса или гусеницы скрепера. Эти скреперы при одинаковом общем весе имеют больший сцепной вес, чем прицепные и полуприцепные скреперы.
Иногда вместо передней оси самоходного скрепера применяется одноосный тягач либо устанавливают один двигатель с дизель электрической передачей на обе оси скрепера. В этих случаях сцепной вес равен всей силе тяжести машины.
Дальнейшим развитием этой идеи является создание дизель электрического скрепера с индивидуальным приводом на все колеса (так называемое «мотор-колесо»).
Особняком стоит конструкция универсального скрепера-бульдозера, снабженного также оборудованием рыхлителя. Ковш скрепера расположен между гусеницами. Перед заслонкой установлен отвал бульдозера.
Привод механизмов ковша и заслонки - гидравлический. Относительно большой вес и нецелесообразность применения такой конструкции в качестве скрепера для транспортирования грунта на расстояние свыше 700 м сужает область ее применения.
В среднем наибольшие скорости гусеничных тракторов составляют 8-11 км/ч, двухосных колесных тягачей - 35-45 км/ч, двухосных седельных тягачей - 70-80 км/ч, одноосных тягачей -45-60 км/ч.
По схеме подвески ковша скреперы подразделяются на скреперы рамной конструкции, у которых ковш шарнирно подвешен к основной раме, и скреперы безрамной конструкции, у которых вес ковша передается непосредственно на ось.
По способу загрузки скреперы можно подразделять на скреперы, у которых наполнение ковша происходит под давлением срезаемой стружки (этот способ связан с преодолением значительных сопротивлений наполнению), и на скреперы с элеваторной нагрузкой, когда подъем грунта в ковш производится элеватором.
Благодаря чему сопротивление наполнению ковша снижается.