Скрепер является землеройно-транспортной машиной, выполняющей послойное копание, транспортирование, выгрузку, разравнивание (кроме моделей с разгрузкой назад) и частичное уплотнение грунта. Скреперы используются в дорожном, промышленном, гидротехническом и ирригационном строительствах, на вскрышных работах в карьерах при послойной разработке грунта, успешно конкурируя с экскаваторами по стоимости разработки грунта. Скреперы применяются при разработке грунтов до IV категории включительно. Чтобы облегчить копание скрепером, тяжелые грунты предварительно разрыхляют рыхлителями, бульдозерами с зубьями на отвале пли плугами. Для повышения коэффициента наполнения ковша скрепера применяются толкачи. Скреперы не рекомендуется использовать на очень вязких и липких грунтах. Рабочий процесс скрепера состоит из следующих операций: набор грунта, транспортирование груженого скрепера, разгрузка, транспортирование порожнего скрепера к забою. Транспортирование грунта прицепными скреперами целесообразно на расстояние до 300 м и самоходными до 7500 м. В зависимости от размеров скрепера наибольшая толщина срезаемого слоя составляет 0,12-0,53 м, а толщина отсыпаемого слоя в рыхлом состоянии 0,15-0,60 м. Скрепер состоит из рабочего оборудования (ковша), ходового одноосного или двухосного оборудования, механизмов управления ковшом и заслонкой. У прицепных и полуприцепных скреперов прибавляется сцепное устройство, а у самоходных, кроме того, и силовое оборудование. Современные скреперы можно классифицировать по емкости ковша, способу передвижения, схеме подвески ковша, способу загрузки и разгрузки, по виду передней заслонки, по системе управления и др. По емкости ковша (в м3) скреперы можно условно подразделить следующим образом: Скреперы малой емкости, с ковшом емкостью: - До 4 - средней » 5-12 - большой »15-18.