Ходовая часть автомобиля

Порядок устранения неисправностей ходовой части автомобиля

Почувствовав трудности в управлении автомобилем, водитель должен насторожиться. Первым делом ему надлежит проверить давление воздуха в шинах и при необходимости подкачать до нормы (см. таблицу). Далее убедиться, нет ли люфта ступицы передних колес. Осевой люфт подшипников ступиц колес проверяется покачиванием поддомкраченного колеса за верх покрышки в направлении, перпендикулярном к плоскости вращения колеса. Люфт устраняется регулировкой подшипников передних колес (см. рис.). Как это делается?
С поддомкраченной оси снимается колесо со ступицы, отвертывается колпак, гайка, снимается ступица колеса. Подшипники и их обоймы промываются керосином, тщательно осматриваются. При этом проверяется, нет ли трещин, вмятин, повышенного износа. Изношенные подшипники необходимо заменить. Если они исправны, ступицу следует заполнить смазкой УТВ, поставить ее на место и затянуть гайку до тугого вращения колеса, а затем отпустить ее на 1/8—1/6 оборота. Затягивая гайку, колесо желательно поворачивать так, чтобы ролики подшипника заняли в обойме правильное положение.


Проверка регулировки подшипников ступицы переднего колеса.
При правильной регулировке колесо вращается свободно, без заедания и не имеет осевого люфта и качки. Регулировка подшипников ступиц задних колес грузовых автомобилей производится аналогичным способом, за исключением небольших особенностей (вынимается полуось, отвертывается контргайка, снимается стопорная шайба и отвертывается гайка).
Если при движении по прямой автомобиль «уводит» в сторону, то причиной этого может быть разное давление в шинах. Возможно, пробита одна из камер или неисправен золотник. Неисправную камеру нужно отремонтировать, золотник заменить. Если давление в шинах в пределах нормы, но автомобиль «уводит», необходимо проверить схождение передних колес. Неправильный развал колес приводит к повышенному износу протектора шин.
Схождение колес определяется разностью расстояний между ободами передних колес сзади и спереди (см. табл., рис.).
Проверка и регулировка развала колес осуществляется на специальном стенде.

Величина схождения колес

Таблица 6

Марка автомобиля

Схождение передних колес автомобиля, в мм

«Москвич-408»

1—2

«Запорожец» ЗАЗ-965А

1—2

«Москвич-407»;

2

«Волга» М-21

1, 5—3, 0

«Чайка» ГАЗ-13

1, 5—3, 0

ГАЗ-69

1, 5—3, 0

УАЗ-450

1, 5—3, 0

ГАЗ-51А, ГАЗ-бЗА,

1, 5—3, 0

ГАЗ-бЗ

2—5

ГАЗ-66

2—5

ЗИЛ-150, ЗИЛ-164

8, 0—12, 0

ЗИЛ-151, ЗИЛ-157

2, 0—5, 0

ЗИЛ-130

5, 0—8, 0




Регулировка схождения передних колес:
1 - наконечник поперечной рулевой тяги;
2 — стяжной болт;
3 — поперечная рулевая тяга
Может случиться, что в дороге отказали амортизаторы. При этой неисправности автомобиль на неровной дороге сильно бросает из стороны в сторону после каждого толчка, кузов долго качает. Амортизаторы могут отказать в работе из-за недостаточного количества жидкости, загрязнения каналов либо износа, или поломки клапанов, пружин, сальников. Нормальный уровень жидкости в амортизаторе должен доходить до нижней кромки наливного отверстия.
Проверить наличие жидкости в амортизаторе просто: отсоединить рычаг от балки моста и перемещать его рукой. При исправном амортизаторе рычаг перемещается со значительным сопротивлением, причем вверх — с меньшим, чем вниз. Если жидкости в амортизаторе мало, рычаг перемещается свободно.
Не добившись таким способом работоспособности амортизатора, его следует разобрать, промыть и заменить неисправные детали.
Если при движении груженого автомобиля возникают большие удары рамы или кузова о балки мостов, то, вероятно, прогнулись рессоры, ослабли пружины подвески. Повышенный скрип рессор свидетельствует об отсутствии в них смазки, а появление скрипа в резиновых втулках говорит об износе пальцев рессор и втулок. В этих случаях листы рессор необходимо смазать, а пальцы и втулки рессор по возможности заменить новыми.
Обнаруженные неисправные ступицы колес (поврежденные диски или обода), изношенные шкворни и неисправные втулки ремонтируются либо заменяются. Погнутую раму и переднюю ось необходимо выправить в мастерской.