Почувствовав трудности в управлении автомобилем, водитель должен насторожиться. Первым делом ему надлежит проверить давление воздуха в шинах и при необходимости подкачать до нормы (см. таблицу). Далее убедиться, нет ли люфта ступицы передних колес. Осевой люфт подшипников ступиц колес проверяется покачиванием поддомкраченного колеса за верх покрышки в направлении, перпендикулярном к плоскости вращения колеса. Люфт устраняется регулировкой подшипников передних колес (см. рис.). Как это делается? С поддомкраченной оси снимается колесо со ступицы, отвертывается колпак, гайка, снимается ступица колеса. Подшипники и их обоймы промываются керосином, тщательно осматриваются. При этом проверяется, нет ли трещин, вмятин, повышенного износа. Изношенные подшипники необходимо заменить. Если они исправны, ступицу следует заполнить смазкой УТВ, поставить ее на место и затянуть гайку до тугого вращения колеса, а затем отпустить ее на 1/8—1/6 оборота. Затягивая гайку, колесо желательно поворачивать так, чтобы ролики подшипника заняли в обойме правильное положение. Проверка регулировки подшипников ступицы переднего колеса. При правильной регулировке колесо вращается свободно, без заедания и не имеет осевого люфта и качки. Регулировка подшипников ступиц задних колес грузовых автомобилей производится аналогичным способом, за исключением небольших особенностей (вынимается полуось, отвертывается контргайка, снимается стопорная шайба и отвертывается гайка). Если при движении по прямой автомобиль «уводит» в сторону, то причиной этого может быть разное давление в шинах. Возможно, пробита одна из камер или неисправен золотник. Неисправную камеру нужно отремонтировать, золотник заменить. Если давление в шинах в пределах нормы, но автомобиль «уводит», необходимо проверить схождение передних колес. Неправильный развал колес приводит к повышенному износу протектора шин. Схождение колес определяется разностью расстояний между ободами передних колес сзади и спереди (см. табл., рис.). Проверка и регулировка развала колес осуществляется на специальном стенде.
Величина схождения колес
Таблица 6
Марка автомобиля
Схождение передних колес автомобиля, в мм
«Москвич-408»
1—2
«Запорожец» ЗАЗ-965А
«Москвич-407»;
2
«Волга» М-21
1, 5—3, 0
«Чайка» ГАЗ-13
ГАЗ-69
УАЗ-450
ГАЗ-51А, ГАЗ-бЗА,
ГАЗ-бЗ
2—5
ГАЗ-66
ЗИЛ-150, ЗИЛ-164
8, 0—12, 0
ЗИЛ-151, ЗИЛ-157
2, 0—5, 0
ЗИЛ-130
5, 0—8, 0