Неисправности сцепления?

Как обнаружить и устранить неисправности сцепления?

Чтобы окончательно убедиться, пробуксовывает ли сцепление, необходимо на работающем двигателе затянуть ручной тормоз до отказа и включить прямую передачу. Затем плавно прибавляя газ, медленно отпускать педаль сцепления. Если при полностью отпущенной педали сцепления и открытой дроссельной заслонке двигатель заглохнет, то ясно, что сцепление не пробуксовывает, если он продолжает работать — сцепление пробуксовывает. Причинами пробуксовки могут быть:
1. Нарушение величины свободного хода педалей сцепления. С помощью линейки проверьте свободный ход педали сцепления и отрегулируйте поворотом сферической гайки тяги в ту или иную сторону. Для увеличения свободного хода педали гайку следует свертывать с тяги, для уменьшения — навертывать на тягу. После регулировки нужно проверить величину свободного хода педали сцепления, которая должна соответствовать норме.
2. Замасливание дисков (диски проскальзывают). Вероятнее всего эта неисправность возникает в результате повышенной смазки выжимного подшипника сцепления или течи смазки через задний коренной подшипник коленчатого вала двигателя. Устраняется она разборкой сцепления и тщательной промывкой дисков бензином, а также зачисткой жесткой щеткой фрикционных накладок.


Величины свободных ходов педалей сцепления и тормоза


Марка автомобиля

Величины свободного хода педалей, в мм

сцепления


тормоза


«Запорожец» ЗАЗ-965А


«Москвич-407»


«Москвич-408»


«Волга» М-21


«Чайка» ГАЗ-13


ГАЗ-69, ГАЗ-69А


УАЗ-450Д


ГАЗ-51А, ГАЗ-5ЗА


ГАЗ-5З


ГАЗ-66


ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157,


ЗИЛ-151


ЗИЛ-130


25—35


31—38


34—46


32—40


-


38—45


55—60


35—45


35—45


30—37


20—25



35—50


3-6


4—6


1—5


10—15


10—15


8—14


8—14


8—14


8—14


8—13


10-15



10—25






Проверка величины своободного хода педали сцепления линейкой:
а — свободный ход педали сцепления



Регулировка свободного хода педали сцепления:
1 — регулировочное приспособление;
2 — соединительная тяга
Износ фрикционных накладок ведомого диска. При износе накладок ведомого диска уменьшается величина свободного хода педали сцепления. Выжимной подшипник при этом беспрерывно давит на концы рычажков выключения сцепления и не дает возможности пружинам туго зажать ведомый диск между плоскостью маховика и ведущим диском. Пробуксовку сцепления можно попытаться устранить регулировкой свободного хода педали при небольшом износе накладок, а при сильном износе — только заменой изношенных накладок на новые.
Увеличенный износ трущейся поверхности нажимного диска. Устраняется, эта неисправность заменой диска или механической обработкой его.
Причинами пробуксовки могут быть: неточная регулировка рычагов выключения сцепления и ослабление либо поломка нажимных пружин сцепления. В этом случае необходимо отрегулировать рычаги, а пружины заменить. Помните, что при движении автомобиля держать ногу на педали сцепления запрещается, так как при этом происходит пробуксовка сцепления, изнашиваются диски, сильно нагревается сцепление, а пружины теряют свою упругость.
Второй распространенной неисправностью сцепления является неполное выключение сцепления (ведет). Полноту выключения сцепления можно проверить следующим образом. На малых оборотах двигателя выжимаем педаль сцепления до отказа, и если первая передача включается бесшумно, значит, сцепление, выключается полностью. Если при включении первой передачи слышен сильный шум шестерен, значит, сцепление «ведет». Такого рода неисправность может произойти по следующим причинам:
1. Увеличен зазор между упорным подшипником муфты, выключения, и внутренними концами рычагов выключения. Устраняется регулировкой свободного хода педали сцепления.
2. Коробление или перекос ведомого диска в результате перегрева сцепления длительной пробуксовкой. Покоробленные диски следует заменить или попытаться выправить.
3. Обрыв фрикционных накладок, и их заклинивание между дисками. Необходимо разобрать сцепление и заменить накладки.
4. Перекос нажимного диска в связи с тем, что внутренние концы рычагов сцепления установлены не в одинаковом положении, и нажимной диск полностью не отходит от ведомого при выключении сцепления. Устранение этой неисправности достигается установкой концов рычагов в положение одной плоскости.
5. Нарушение зазора между средним ведущим Диском и установочными винтами (в сцеплении автомобиля «ЗИЛ»), в результате износа поверхностей дисков и маховика. Проверить и при необходимости отрегулировать положение установочных винтов. Прежде чем сделать это, нужно произвести регулировку положения рычагов выключения.
В сцеплении автомобиля «ЗИЛ» установку рычагов выключения в одной плоскости регулируют с помощью гаек, навернутых на вилки крепления выжимных рычагов, а сцеплений ГАЗ-53А — винтами, установленными на выжимных рычагах. Для регулировки положения установочных винтов (сцепление автомобиля «ЗИЛ») нужно ввернуть их до упора в средний ведущий диск, а затем отвернуть каждый из трех установочных винтов примерно на один оборот или 5—6 щелчков стопорной шайбы. При этом между торцами винтов и плоскостью среднего ведущего диска будет зазор 1—1, 25 мм. После регулировки необходимо проверить чистоту выключения, сцепления.
Третьей неисправностью сцепления является неплавное его включение. Причинами могут быть: заедание муфты выключения на направляющей втулке или неодновременное нажатие подшипника выключения сцепления на рычаги выключения. Необходимо устранить заедание муфты и отрегулировать положение рычагов выключения сцепления. Резкое включение сцепления может быть вызвано также ослаблением крепления двигателя или недостаточной величиной свободного хода педали сцепления. Устраняются эти неисправности регулировкой свободного хода педали сцепления и подтяжкой ослабленных мест крепления двигателя либо заменой деталей крепления.
Сравнительно редко от перегрева сцепления могут появиться мелкие трещины ведущих дисков либо возникнуть повышенный износ шлицев ступицы ведомого диска или ведущего вала коробки передач, что также приводит к резкому включению сцепления. Эти дефекты устраняются заменой изношенных деталей.
Иногда при выключении сцепления слышен шипящий шум или свист, что свидетельствует о неисправности выжимного подшипника. Чаще всего он изнашивается из-за отсутствия смазки. Выжимной подшипник может выйти из строя также оттого, что водитель при движении автомобиля держит ногу на педали сцепления. Недостаточная величина свободного хода педали сцепления также отрицательно влияет на выжимной подшипник. Чтобы устранить неисправности, следует заменить подшипник и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления.
Уместно напомнить, что в процессе эксплуатации последних выпусков автомобилей ЗИЛ-130 смазывать подшипники муфты выключения не разрешается. Смазка закладывается на заводе.
В автомобилях М-21 «Волга», «Москвич-408» сравнительно редко нарушается нормальная работа сцепления. Неисправность может произойти лишь из-за попадания воздуха в систему гидравлического привода выключения сцепления. В этом случае следует удалить воздух из системы.
Напомним водителям, что долговечность и надежность работы сцепления во многом зависит от тщательного ухода за ним и от умелой его эксплуатации.