Исчезла искра?

Куда исчезла искра?

Если система питания исправна, а двигатель все же не запускается, ищите причину в системе зажигания. Для проверки ее следует снять провод со свечи и установить так, чтобы между наконечником провода (желательно два-три провода) свечи и массой автомобиля был зазор 5—7 мм, а при проворачивании коленчатого вала двигателя рукояткой или стартером возникала искра. При этом стрелка амперметра должна колебаться, свидетельствуя об исправности первичной цепи.
Если при проверке оказалось, что искры нет на свечах, то следует последовательно осматривать цепь тока высокого напряжения. Для этого вынимаете центральный провод из крышки распределителя (распределитель исключаете из цепи) и устанавливаете 5—7 мм зазор между наконечником провода и массой автомобиля. Если при проворачивании коленчатого вала по явится сильная искра и зазоре, это свидетельствует о том, что вся цепь тока высокого напряжения до распре делителя исправна. Дефект следует искать только в проводах, подводящих ток высокого напряжения к свечам, крышке распределителя, роторе.
Для восстановления сильной искры на свечах необходимо тщательно осмотреть провода, ротор, карболитовую крышку. В крышке возможны трещины, грязь, влага, загрязнены гнезда проводов, произошла поломка или потеря уголька, пружинки. При необходимости следует зачистить гнезда проводов наждачной шкуркой. Если крышка или ротор имеют трещины — их следует заменить. Нужно проверить качество изоляции проводов высокого напряжения, ротор на исправность. Для этого, не снимая его, подводите ток высокого напряжения от катушки контактной пластинке ротора на расстояние 3 мм и раз мыкаете рукой контакты прерывателя. Если появится искра в этом зазоре, значит, ротор неисправный, замыкает на «массу» автомобиля (имеет трещину или загрязнен). Если же при исключенном распределителе искра будет по-прежнему отсутствовать между массой и центральным проводом катушки, то вероятнее всего неисправна вторичная цепь катушки зажигания или конденсатор.
«Пробой» конденсатора на «массу» в пути проверяют переносной лампой, которую включают в разрыв черного провода, соединяющего катушку зажигания с зажимом К прерывателя и проводком конденсатора. Если лампа горит при включенном зажигании, значит, конденсатор неисправный и наоборот. Возможно, в пути не окажется переносной лампы. Тогда можно отсоединить от зажима К прерывателя черный провод, идущий от катушки зажигания, и касаться им отсоединенного от прерывателя проводка конденсатора. Появление искрения между концами проводов при включенном зажигании свидетельствует о «пробое» конденсатора.




Проверка конденсатора при помощи переносной лампы:

1 — прерыватель;
2 — конденсатор;
3 — проводок конденсатора;
4 — провод, соединяющий зажим Р катушки зажигания с зажимом К прерывателя;
5 — катушка зажигания;
6 - крышка распределителя;
7—свечные провода:
8 — переносная лампа;
9 — центральный высоковольтный провод.


Утечку и обрыв в конденсаторе выявляют зарядкой его током высокого напряжения от катушки зажигания и разрядкой на «массу». Появление разрядной искры со щелчком между проводом конденсатора и его корпусом означает, что он исправен. Если после зарядки нет раз рядной искры, значит, конденсатор дает утечку.
Третий способ проверки конденсатора следующий: отключаете конденсатор от цепи, и если появится очень слабая искра между центральным высоковольтным проводом и массой, а также будет происходить сильное искрение контактов прерывателя, значит, конденсатор неисправный и требует замены.
Практически работа системы зажигания без конденсатора невозможна, так как он уменьшает вредное влияние токов самоиндукции, что необходимо для уменьшения окисления контактов и увеличения э. д. с., индуктированной во вторичной обмотке катушки зажигания.
Убедившись в исправности конденсатора, следует проверить катушку зажигания. Возможна утечка тока высокого напряжения в карболитовой крышке катушки или «пробой» изоляции вторичной обмотки, о чем обычно свидетельствует сильный нагрев катушки. Если это подтвердится, катушку необходимо заменить.



Если же при проверке между высоковольтным проводом свечи и массой возникает хорошая бесперебойная искра, значит, вторичная цепь исправна, исключая свечи. Затем проверяете свечи, вывертывая их из двигателя. Если окажется, что они забрызганы маслом и горючим, либо покрыты нагаром, то их надо очистить, просушить и вновь повторить пуск двигателя. Когда свечи исправны, а двигатель не заводится, остается предположить, что не правильно установлено зажигание.
При пуске двигателя водитель включает замок зажигания и пусковой рукояткой вращает коленчатый вал двигателя. Если же двигатель не запускается, то первую ориентацию о неисправности системы зажигания может дать амперметр. Следует внимательно следить за показаниями его стрелки при медленном проворачивании коленчатого вала. Различают четыре показания амперметра:
I. Стрелка амперметра стоит на нуле. Это означает обрыв или плохой контакт на зажимах в цепи тока низ кого напряжения. Нужно искать обрыв в цепи тока низ кого напряжения. Удобнее всего поиск производить с помощью переносной лампы.
Делается это так: один конец провода подключается к зажиму К прерывателя (место соединения черного про вода катушки зажигания и проводка конденсатора на прерывателе), другой — «на массу». Загорание лампы свидетельствует об исправности первичной цепи до зажима К прерывателя.
Вероятнее всего обрыв или плохой контакт зажимов имеется внутри прерывателя. Оставляя один конец переносной лампы подключенным «на массу», другим ищем неисправность внутри прерывателя, сняв предварительно карболитовую крышку и ротор. Поочередно проверяем проводом переносной лампы цепь внутри прерывателя: проводок, шину, пружину рычажка, подвижный контакт. Если переносная лампа все время горит, значит, детали исправны, а зажимы чистые и надежно закреплены.
Затем приближаем конец переносной лампы к неподвижному контакту, соединенному с массой. Если переносная лампа продолжает гореть, даже очень слабым накалом, значит, произошел обрыв провода, соединяющего панель прерывателя с массой.
Если переносная лампа не горит при подключении ее к неподвижному контакту и загорается присоединении к подвижному, то это свидетельствует о неисправности контактов прерывателя: возможно, они очень загрязнены или сильно обгорели, и ток через них не проходит.
Допустим, что при подключении переносной лампы к зажиму К прерывателя переносная лампа не горит. Тогда обрыв следует искать в цепи по направлению к аккумуляторной батарее. Поочередно подключаем один конец провода переносной лампы на зажим Р катушки зажигания, а другой «на массу». Если лампа загорелась, значит, имеется обрыв или нарушение контакта зажимов черного провода, соединяющего, катушку зажигания с прерывателем. Нужно осмотреть зажимы, проверить чистоту и надежность контактов. Если же переносная лампа не загорелась, то подключаем ее к клемме ВК катушки зажигания.
Лампа загорелась, следовательно, есть обрыв первичной обмотки катушки зажигания. Катушку следует заменить. Переносная лампа не загорелась, подключаем ее к клемме ВК-Б катушки зажигания. Контрольная лампа загорается, значит, неисправен вариатор. Аналогично осуществляется поиск обрыва в цепи дс аккумуляторной батареи.
II. Стрелка амперметра отклонилась на разрядку (величина 2—4а) и при проворачивании коленчатого вала остается неподвижной. Это означает, что первичная цепь замыкает «на массу» на участке от катушки зажигания до контактов прерывателя.
Вышеуказанный дефект происходит по следующим причинам:
1) Не размыкаются контакты прерывателя;
2) Замыкание внутри прерывателя;
3) Неисправен конденсатор;
4) Замыкание «на массу» первичной обмотки катушки зажигания или вариатора;
5) Замыкание «на массу» провода, соединяющего клемму включателя стартера с зажимом ВК катушки зажигания.
Место замыкания «на массу» рекомендуется искать без переносной лампы по амперметру, методом исключений отдельных элементов цепи. При отключении неисправного элемента стрелка амперметра должна вернуться к нулю. Вначале лучше проверить, размыкаются ли контакты прерывателя при проворачивании коленчатого вала двигателя? Если нет, то нужно, отрегулировать правильным зазор в контактах прерывателя. Регулировка зазора производится так как указано на рисунке:


Регулировка зазора между контактами прерывателя:
1 — стопорный винт;
2 - эксцентриковый винт.
1. Поворачивая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, устанавливаем максимальный зазор между контактами прерывателя.
2. Проверяем величину зазора щупом. Нормальный зазор между максимально разомкнутыми контактами прерывателя должен быть 0,35—0,45 мм. Контакты при этом должны быть чистыми, сухими и плотно прилегать друг к другу всей поверхностью. При несоответствии величины зазора производится его регулировка, а контакты (при необходимости) зачищаются специальным надфилем или абразивной пластинкой, затем протираются тряпкой, смоченной в бензине. Нельзя подчищать кон такты монетами, т. к. оставшийся металл на контактах значительно ускоряет их обгорание.
3. Отпускаем сначала стопорный винт, а затем эксцентриковым винтом устанавливаем необходимый зазор.
4. Закрепляем стопорный винт и вновь проверяем величину зазора между контактами.
Если при проверке окажется, что контакты размыкаются нормально, то их следует поставить на разрыв и продолжать искать место замыкания первичной цепи «на массу». Вместо переносной лампы рекомендуется использовать амперметр. Вначале отключаете конденсатор и наблюдаете за показаниями стрелки амперметра. Если она вернулась к нулю, безусловно, конденсатор неисправен. Его следует заменить запасным, а в отсутствие такового можно временно воспользоваться конденсатором звукового сигнала. В пути неисправный конденсатор можно не снимать, а только отсоединить его проводок от зажима К прерывателя. Новый конденсатор нужно присоединить рядом с катушкой зажигания, соединив его проводок с зажимом Р катушки, а корпус с «массой».
Если показания амперметра при отключенном конденсаторе остаются без изменений, то неисправен не конденсатор. Его следует установить снова на свое место и отсоединить прерыватель.
Возвращение стрелки амперметра к нулю означает замыкание цепи внутри прерывателя — от зажима К до подвижного контакта. Необходимо вновь присоединить прерыватель и тщательно проверить, не замыкают ли на массу гибкий проводок (соединяющий зажим К прерывателя с пластинчатой пружиной), пластинчатая пружина, рычажок подвижного контакта.
Бывает и так, что изнашивается текстолитовая пятка рычажка прерывателя, и пластинчатая пружина может замкнуть на кулачок. Эту неисправность легко обнаружить. Нужно отклонить рукой рычажок от кулачка. Если стрелка амперметра повернется на нуль, значит, здесь и было замыкание.
Допустим, что при отключении прерывателя стрелка амперметра показывает по-прежнему 2—4а. Тогда необходимо отключить провод от зажима Р катушки зажигания. И если при этом стрелка амперметра будет иметь прежние показания, то, безусловно, неисправность нужно искать в первичной обмотке катушки зажигания либо в вариаторе. Вероятнее всего замыкает «на массу» провод, соединяющий клемму ВК катушки зажигания с включателем стартера. При замыкании «на массу» этого провода появляются все признаки короткого замыкания (стрелка амперметра резко отклоняется на разрядку), когда двигатель запускается стартером. Если при отключении провода от зажима ВК катушки ток исчезнет, тем ясно, что это провод замыкал «на массу».
III. Стрелка амперметра отклонилась до отказа на разрядку, свидетельствуя о коротком замыкании на участке — от катушки зажигания до аккумуляторной батареи. Характерным признаком этой неисправности является тление изоляции проводов. В таких случаях надо выключить все потребители тока и отсоединить провод от аккумуляторной батареи. Если замыкание грозит пожаром, надо быстро оторвать тонкий провод от зажима стартера, где этот провод соединяется с толстым проводом от аккумуляторной батареи. После чего необходимо найти и ликвидировать короткое замыкание.
Следует помнить, что чаще всего короткое замыкание происходит в местах повреждения изоляции провода, когда оголенная жила соединяется с массой автомобиля или там, где провод проходит через отверстие в металле, у острого угла рамы, в месте крепления проводов скобой около концов провода, где, как правило, нет изоляции.
IV. Стрелка амперметра показывает разрядку 2—4а и возвращается на нуль. Это означает, что первичная цепь исправна, и дефект следует искать методом исключения во вторичной цепи, начиная от катушки зажигания (вторичная обмотка, высоковольтный провод, распределитель, высоковольтные провода свечей).
Необходимо тщательно проверить изоляцию проводки, осмотреть конденсатор, так как в нем возможна утечка тока через изоляцию между обкладками, что может привести к полному исчезновению тока на свечах или очень слабому напряжению.
Вышеперечисленные способы обнаружения и устранения неисправностей в системе зажигания применяются, когда вообще нет искры на свечах. Но очень часто при пуске двигателя бывает слабая и нерегулярная искра, двигатель не запускается или начинает работать с большим трудом.