Рулевое управление должно обеспечить надежное и легкое управление автомобилем на любых участках пути. При этом все детали рулевого управления должны быть зашплинтованы и смазаны, соединения системы гидроусилителя должны быть герметичны, а люфт рулевого колеса — в пределах нормы. Однако в пути, в рулевом управлении могут возникнуть неисправности, которые создают угрозу безопасности движения автомобиля, затрудняют его управление. Основными неисправностями рулевого управления могут быть: 1. Увеличенный люфт рулевого колеса. 2. Заедание руля или тугое вращение. 3. Износ деталей рулевого управления. 4. Отказ в работе гидроусилителя руля. Если автомобиль в движении плохо держит дорогу, трудно управляем, а на месте при большом повороте руля передние колеса не поворачиваются, значит, увеличен люфт рулевого колеса. Причинами этой неисправности бывают: а) ослабление креплений картера рулевого механизма, рулевой сошки, крышки нижнего подшипника червяка рулевого механизма, поворотных рычагов, подшипников передних колес; б) износ шарниров рулевых тяг, роликовых подшипников червяка, подшипников ступиц передних колес, втулок, шкворней поворотных кулаков, циркулирующих шариков и шариковой гайки рулевого механизма с гидравлическим приводом, карданной передачи этого привода либо поломка амортизационных пружин наконечников тяг и увеличение зазора между роликом и червяком. Заедание руля (тугое вращение) характеризуется трудным поворачиванием руля как на месте, так и при движении автомобиля. Эта неисправность возникает, как правило, по следующим причинам: а) чрезмерно затянуты или повреждены подшипники червяка; б) заедает вал рулевой сошки или червяка, шкворней поворотных цапф, ролика с червяком в зацеплении; в) неправильно отрегулирован рулевой механизм; г) погнуты рулевые тяги; д) на поверхностях ролика и червяка имеются задиры либо в картер механизма руля попадают посторонние предметы; е) недостаточна смазка в картере рулевого механизма; ж) отсутствует воздух в камерах передних колес. Износ деталей рулевого управления возникает из-за несвоевременной и плохой смазки рулевого управления, движения на повышенных скоростях по плохим дорогам, частых поворотов колес, когда автомобиль стоит. Неисправности гидроусилителя руля: а) нет усиления при поворотах или оно недостаточное и неравномерное; б) шум и стук при работе насоса. Возможные причины: попадание воздуха в систему, неисправный силовой цилиндр и насос, заедание золотника клапана управления, ослабление ремней привода насоса, ненормальный уровень масла в бачке насоса, повышенный износ либо заедание деталей насоса. Чтобы проверить величину люфта руля, лучше всего пользоваться люфтомером. Как это делается? Управляемые колеса установить в положение, соответствующее движению по прямой, люфтомер закрепить на кожухе колонки, а его стрелку на ободе. Руль поворачивать влево (выбирая свободный ход) до начала увеличения сопротивления дальнейшему поворачиванию и в этом положении установить «нуль» шкалы против стрелки. После этого руль поворачивать вправо на величину свободного хода. Шкала люфтомера покажет величину свободного хода рулевого колеса. Проверка люфта рулевого колеса автомобиля с помощью люфтомера: 1 — люфтомер; 2 — стрелка; а — величина люфта Допустимый люфт руля для каждой марки автомобиля должен быть в соответствии с данными таблицы. Помните, что на автомобилях, где имеется гидроусилитель руля, проверку люфта нужно обязательно производить при работающем двигателе. Если в пути люфтомер отсутствует, то свободный ход руля можно определить замером длины дуги на его ободе. При превышении нормы люфта рулевого колеса следует проверить надежность крепления картера руля к раме, рулевого колеса на валу и при необходимости закрепить их. Обычно надежность крепления рулевого колеса на валу проверяют покачиванием его в направлении, перпендикулярном в плоскости вращения. При обнаружении качки следует туго затянуть гайку крепления рулевого колеса на валу.
Величины люфтов рулевого колеса
Марка автомобиля.
Допустимый люфт рулевого колеса, в градусах
Допустимый люфт рулевого колеса при измерении на ободе, в мм
«Запорожец», ЗАЗ-965А
10
35
«Москвич-407»
«Волга» М-21
15
40
ГАЗ-69, ГАЗ-69А
УАЗ-450Д
-
48
ГАЗ-51А, ГАЗ-53А
ГАЗ-бЗ
ГАЗ-66
ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-157
36
ЗИЛ-130