Неисправности системы питания

Неисправности системы питания, методика их обнаружения и устранения

Какие могут быть неисправности в системе питания?
Главные из них:
- нет топлива в баке;
- неисправен бензонасос или карбюратор;
- загрязнена вся система;
- излишний подсос воздуха.

Искать эти дефекты следует внимательно и в той последовательности, которая приводится на рисунке.


Нужно помнить, что подсос лишнего воздуха в систему через неплотные соединения трубопроводов и неисправные уплотнительные прокладки приборов приводят либо к полному прекращению подвода топлива в карбюратор, либо к очень слабой его подаче.

Рассмотрим более подробно порядок обнаружения и устранения неисправностей в системе питания.
Схема системы питания:
1 — бензопровод;
2 — краник;
3 — выдвижной патрубок горловины с пробкой;
4 — бензозаборная трубка;
5 - спускная пробка;
6 — корпус фильтра-отстойника;
7- крышка;
8 — прокладка паранитовая;
9 — фильтрующий элемент;
10 — отстойник;
11 — верхняя часть корпуса;
12 — нижняя часть корпуса;
13 — выпускной клапан;
14 — впускной клапан;
15 — диафрагма;
16 — отверстие для сообщения с атмосферой;
17 — рычаг ручной подкачки;
18 — главный жиклер,
19 — жиклер полной мощности;
20 — дроссель;
21 — жиклер холостого хода;
22 — воздушный жиклер;
23 — поршень насоса-ускорителя;
24 — обратный клапан;
25 — нагнетательный клапан;
26 — жиклер экономайзера с пневматическим приводом;
27 — поршень экономайзера;
28 — воздушная заслонка;
29 - воздушный фильтр;
30 - приемная трубка вентиляции картера;
I—VI — последовательность отсоединения бензопроводов при поиске неисправностей системы питания.

Итак, начнем с топливного бака. Если бензин в баке, отсутствует, то необходимо заправить его, затем нужно открыть топливный краник. Убедившись, что уровень топлива в баке нормальный, краник открыт, вы должны проверить состояние клапанов пробки заливной горловины бака, прочистить воздушное отверстие пробки, чтобы воздух из атмосферы поступал в бак.
В дальнейшем следует отсоединить бензопровод от входного штуцера карбюратора и проверить, есть ли подача топлива в карбюратор. Делается это с помощью рычага ручной подкачки топливного насоса или проворачиванием коленчатого вала двигателя пусковой рукояткой.
Если вы замечаете сильную и ровную струю топлива (в струе не должно быть пузырьков воздуха), выходящую из подводящего к карбюратору штуцера, то это свидетельствует о неисправности карбюратора. А возможно, что воздух подсасывается через неплотности присоединения карбюратора и впускного коллектора. В этом случае нужно подтянуть крепление, а при необходимости и заменить прокладки, затем осмотреть карбюратор снаружи, и если имеются подтекания в нем — устранить их.
Далее следует проверить наличие топлива в поплавковой камере. Возможно, в ней не окажется топлива из-за того, что загрязнился игольчатый клапан крышки карбюратора. Игольчатый клапан рекомендуется проверить и при необходимости промыть и продуть сжатым воздухом. Если в поплавковой камере есть топливо, но уровень его ненормальный, нужно установить требуемый уровень регулировкой. Нормальный уровень должен быть на 17-19 мм ниже плоскости разъема карбюратора. Проверка уровня производится с помощью стеклянной трубки и короткого резинового шланга, а регулировка — подгибанием упорной пластинки рычага или крон штейна поплавка (в карбюраторах К-88, К-84М), или подбором толщины прокладок под седлом игольчатого клапана. В карбюраторах типа К-82, К-84, К-89 и других для проверки уровня топлива в корпусе поплавковой камеры имеется контрольное отверстие, закрываемое пробкой.
В случае повреждения поплавка (прохудившийся по плавок можно обнаружить по легкому звуку капель бензина при встряхивании поплавка) или заедания рычага поплавка на оси нужно заменить неисправный поплавок новым или запаять его, а заедание устранить.
В карбюраторе могут загрязниться жиклеры, сетчатый фильтр в крышке. В таких случаях жиклеры и фильтр нужно промыть в бензине или ацетоне и продуть сжатым воздухом. Категорически запрещается устранять засорение проволокой. Иногда воздушная заслонка карбюратора не закрывается полностью. Следует проверить работу привода воздушной заслонки и при необходимости отрегулировать его.
Если при проверке оказалось, что нет струи топлива из подводящего бензопровода к карбюратору или она очень слабая, неровная, рекомендуется отсоединить от бензонасоса выходящий штуцер и проверить сначала с помощью рычага ручной подкачки действие бензинового насоса. При этом диафрагма бензонасоса должна находиться в верхнем положении. Если она окажется в крайнем нижнем положении, то при этом, ручная подкачка не работает. При исправном насосе топливо под действием рычага ручной подкачки будет выходить сильной пульсирующей струей.
Может случиться так, что под действием рычага ручной подкачки бензонасос работает, тогда надо рукояткой провернуть коленчатый вал двигателя. Если при этом нет топливной струи или она очень слабая, то причиной этому вероятнее всего может быть износ наружного конца рычага привода бензонасоса. Для устранения этой неисправности следует заменить прокладку между корпусом насоса и картером двигателя более тонкой бумажной, приблизив рычаг к эксцентрику распределительного вала. Если же после вышеуказанных проверок из выходящего штуцера бензинового насоса будет бить сильная струя бензина, то это свидетельствует об исправности бензинового насоса и засорении трубопровода, подающего топливо от бензинового насоса к карбюратору. В этом случае вам необходимо прочистить трубку, продуть ее сжатым воздухом, закрепить и проверить герметичность соединения бензонасоса с трубкой и карбюратором.
Если нет топливной струи из бензонасоса, необходимо отсоединить топливопровод от всасывающего штуцера бензинового насоса и продуть оставшуюся топливную магистраль. Не рекомендуется продувать ее сильной струей сжатого воздуха, так как можно повредить фильтрующий элемент фильтра отстойника.
Продувая топливную магистраль, следует послушать, бурлит ли бензин в топливном баке? Если бурлит, значит, неисправен бензонасос либо имеется подсос лишнего воздуха.
Прежде всего, необходимо осмотреть бензонасос снаружи и убедиться, не вытекает ли бензин из отверстия в нижней части корпуса. Вытечка бензина указывает на неисправность диафрагмы бензонасоса или на ослабление затяжки гайки крепления диафрагмы на штоке. Пор ванную диафрагму необходимо заменить. Если нет новой диафрагмы, то можно временно восстановить работоспособность насоса, сместив диски диафрагмы так, чтобы поврежденные участки не совпадали.
Внешним осмотром нужно проверить, нет ли течи бензина между крышкой и корпусом? При наличии таковой следует равномерно затянуть все винты, крепящие крышку с корпусом. Насос может не подавать бензин вследствие подсоса воздуха (неисправна пробковая прокладка под стаканом-отстойником). Прокладку необходимо заменить. Если нет запасной, можно временно восстановить старую, путем распаривания в горячей воде или смазыванием мягким размятым мылом. Если при проверке бензонасоса нет подачи топлива и слышен стук, возможно, выскочила ось коромысла или поломалась возвратная пружина.
Иногда при проверке бензонасоса из нагнетающего штуцера выходит слабая струя бензина. Чаще всего это происходит из-за того, что износилось коромысло (заменить коромысло) или прилипли клапаны к седлам в результате осмоления.
Для устранения неисправности нужно очистить седла и клапаны. Если ослабла пружина диафрагмы, то следует заменить ее новой. При проверке лучше всего бензонасос снять с двигателя и выкачивать им топливо из отдельной посуды. Если при этом топливо хорошо подается, значит, бензонасос исправный.
Нередко при продувке топливной магистрали бурления бензина в баке не слышно. В этом случае необходимо отсоединить топливопровод от выходного штуцера фильтр-отстойника и вновь продуть магистраль. Если в бензобаке появилось бурление, значит был засорен топливопровод, соединяющий бензонасос и фильтр-отстойник. Необходимо прочистить и продуть его.
При отсутствии бурления в баке необходимо отсоединить впускной штуцер фильтр-отстойника и вновь продуть магистраль. Если бурление в баке появится, значит, неисправен фильтр-отстойник.
Возможны засорение или замерзание воды в фильтр-отстойнике, или течь бензина через прокладку корпуса отстойника, уплотнительную шайбу болта крепления и спускную пробку. Необходимо удалить отстой (воду) через сливное отверстие. Перед отвертыванием сливной пробки корпуса отстойника нужно перекрыть кран на топливопроводе, идущем от бака к бензонасосу. Чистка корпуса и фильтрующего элемента проводится в незагрязненном бензине с последующей просушкой фильтрующего элемента.
Допустим, что в бензобаке бурления нет, но оно появилось при отключении топливопровода от выходящего штуцера бензобака. Значит, был засорен топливопровод, идущий от бака до фильтр-отстойника, нужно прочистить и продуть его. Если же бурление не появится при продувке бензобака, значит, имеется неисправность в топливном баке, замерзла вода и др.
Примечание. На автомобилях ЗИЛ-130, ГАЗ-53А, ГАЗ-66 и др. для обеспечения хорошей очистки топлива перед карбюратором устанавливается фильтр тонкой очистки, фильтрующий элемент которого состоит из мелкой сетки либо из пористой керамики. При засорении сетка промывается, керамический элемент заменяется новым.