Неисправности системы электрооборудования

Характерные неисправности системы электрооборудования и порядок их устранения

В системе электрооборудования автомобиля могут возникнуть различные неисправности. Рассмотрим наиболее характерные из них. Так, по причине загрязнения и обгорания коллектора генератора во время движения автомобиля происходит колебание величины зарядного тока (показывает амперметр) и сильное искрение под щетками генератора. Для устранения этого дефекта смочите чистую ткань бензином, натяните ее на деревянную лопатку и через окно в корпусе генератора слегка прижмите к вращающемуся коллектору, а затем продуйте коллектор воздухом. Колебание величины зарядного тока может быть вызвано и загрязнением щеток или неплотным прилеганием их к коллектору в результате износа либо заедания щеток в щеткодержателях.
Иногда зарядный ток совсем исчезает. В этом случае проверьте натяжение приводного ремня генератора и состояние электропроводки между генератором, реле-регулятором и аккумуляторной батареей, убедитесь в надежности соединения их с «массой». Затем запустите двигатель и включите все осветительные приборы.
На холостом ходу двигателя отсоедините провода от зажимов (Б, Я, Ш) реле-регулятора и плотно их сожмите плоскогубцами, не касаясь металлических деталей автомобиля. Если двигатель внезапно заглохнет, немедленно разъедините концы проводов.
Если с увеличением оборотов двигателя увеличивается и зарядный ток, это означает, что генератор работает нормально, неисправность — в реле-регуляторе. Если зарядный ток с увеличением оборотов не изменяется, то генератор требует ремонта либо замены.
Когда отсутствует зарядный ток при исправном генераторе, вначале тщательно проверьте и при необходимости закрепите провода к зажимам реле-регулятора и убедитесь, нет ли обрыва в цепи генератора-батареи. Если проверка не дала желаемых результатов, то, вероятно, неисправно реле обратного тока. Можете соединить батарею с генератором, исключая реле обратного тока. Для этого установите средние обороты двигателя и проволочной перемычкой замкните клеммы 5 и Я реле-регулятора. Напомним, что если при замыкании клемм Б и Я возникнет искра с треском, значит, - в цепи произошло замыкание и перемычку ставить нельзя.
Если амперметр покажет зарядку, значит, реле-регулятор неисправный. Временно обеспечьте нормальную зарядку батареи, заменив перемычку двумя изолированными проводами, присоединив один к клемме Б, другой к клемме Я реле-регулятора, а концы их выведите в кабину. Затем запустите двигатель и увеличьте винтом регулировки количества рабочей смеси его обороты, соответствующие началу работы генератора на зарядку и соедините концы проводов. При остановке двигателя концы проводов разъедините.
Неисправности стартера и звукового сигнала встречаются в пути редко и поэтому мы их не рассматриваем.
Значительно чаще они возникают в цепях освещения по причине обрыва цепи, ослабления соединений либо полного или частичного замыкания провода «на массу». Заметим, что в цепях освещения автомобиля устанавливаются предохранители, которые в случае появления короткого замыкания предохраняют электропроводку и приборы от сгорания.
Восстанавливать предохранитель нужно только после того, как будет устранено короткое замыкание в цепи.
Отсутствие света в отдельных лампах вызывается перегоранием нити лампы, плохим контактом в ее патроне либо ненадежным соединением проводов на соединительных панелях и переключателях. Обнаружить повреждение в цепи можете с помощью переносной лампы по принципиальной схеме электрооборудования.
Допустим, не горит фара либо подфарник. Вначале выньте лампу и убедитесь, не перегорела ли ее нить, а для полной уверенности включите ее последовательно в цепь переносной лампы.
Если лампа исправна, узнайте, поступает ли ток к центральному контакту патрона, коснувшись его наконечником провода переносной лампы. Если лампа не горит, перенесите наконечник к клемме переходной колодки. Лампа загорелась, значит, обрыв находится в проводе, соединяющем центральный контакт патрона и переходную колодку.
Провод замените, если нет запасного, восстановите обрыв провода.
Бывает так, что свет ламп тусклый. В этом случае проверьте надежность контакта в цепи, очистите и подтяните соединения, убедитесь, нет ли загрязнения рассеивателей или отражателей, не покрыта ли колба лампы темным налетом?
Отсутствие света в фарах может быть вызвано неисправностью в центральном или ножном переключателе света, а в подфарниках или заднем фонаре — центрального переключателя.
Неисправности сигнала «стоп» обнаруживаются при нажатии на педаль тормоза. Иногда во время торможения свет «стоп» в заднем фонаре отсутствует. Если остальные потребители действуют нормально, неисправность сигнала «стоп» может быть вызвана отсоединением проводов от гидравлического (пневматического) включателя, его неисправностью или дефектами переключателя указателей поворота. Тщательно проверьте и при необходимости очистите от пыли и грязи поверхность и зажимы включателя светового сигнала «стоп», а также крепление проводов к ним. Если, есть надобность, нужно обжать наконечники проводов, идущих к включателю световых сигналов «стоп», а неисправный включатель заменить.