При перегреве двигателя прежде всего проверьте количество охлаждающей жидкости и доведите до нормы. Уровень воды в радиаторе должен быть на 15—20 мм ниже заливной горловины. Антифриз наливайте на 6—7% меньше воды по объему, ввиду того, что он расширяется значительно больше, чем вода. Доливайте воду в радиатор перегретого двигателя лишь после того, как двигатель немного остынет. Если двигатель работает, то доливать воду нужно тонкой струйкой, чтобы не вызвать появления трещин в цилиндрах. При испарении антифриза в систему охлаждения следует добавлять только воду, а если антифриз вытек, то долить его. По возможности течь устраните затягиванием хомутиков или заменой прокладок. Помните, что эффективность охлаждения двигателя сильно зависит от натяжения ремня вентилятора. В случае ослабления — отрегулируйте его, а если ремень неисправен — замените его запасным. Регулировка натяжения ремня вентилятора производится изменением положения генератора, а на автомобиле ГАЗ-5ЗА (натяжного ролика). В двигателях ЗИЛ-130 один ремень регулируется изменением положения генератора, а другой — перемещением насоса гидравлического усилителя рулевого управления. Величины прогиба правильно натянутого ремня при нажатии на него с силой 3—4 кг приведены на рисунках и в таблице. Если ремень привода вентилятора замаслен, его необходимо протереть бензином. Перегрев двигателя может быть вызван и засорением шлангов системы охлаждения, проходов для воздуха в сердцевине радиатора, большом отложении накипи на стенках системы охлаждения, неисправностью клапана термостата или плохой работой водяного насоса и др. Для устранения этих неисправностей вначале проверьте водяной насос. Если через контрольное отверстие водяного насоса выходит вода, значит, сальник неисправный и его следует заменить. Нельзя заглушать контрольное отверстие, когда через него идет вода. Это приводит к порче подшипников водяного насоса. Если водяной насос неисправный и отремонтировать в пути невозможно, необходимо заменить его исправным. Засорившиеся проходы для воздуха в сердцевине радиатора продуйте сжатым воздухом. Проверка натяжения ремня вентилятора двигателя автомобиля ГАЗ-53А: 1 — шкив коленчатого вала; 2 —ремень; 3 — генератор; 4 — вентилятор Проверка натяжения ремня вентилятора двигателя автомобиля ЗИЛ-130: 1 — шкив коленчатого вала; 2 — шкив насоса гидроусилителя; 3 — шкив водяного насоса; 4 — шкив генератора; 5 — шкив компрессора; 6 — насос гидроусилителя рулевого управления.
Данные по натяжению ремней
Марка автомобиля
Усилие нажатия на ремень в кг в средней части
Нормальный прогиб ремней в мм
вентилятора
компрессора
«Запорожец» ЗАЗ-965А
«Москвич-408»
«Чайка» ГАЗ-13
«Волга» М-21
ГАЗ-69, ГАЗ-69А
ГАЗ-51А, ГА3-63
УАЗ-450Д
ГА3-53А
ЗИЛ-130
ЗИЛ-164, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157
3—4
3-4
2,5—3
4
12—15
5/10
10—15
15—20
—
10-12