Причины перегрева двигателя

Как обнаружить и устранить причины перегрева двигателя?

При перегреве двигателя прежде всего проверьте количество охлаждающей жидкости и доведите до нормы. Уровень воды в радиаторе должен быть на 15—20 мм ниже заливной горловины. Антифриз наливайте на 6—7% меньше воды по объему, ввиду того, что он расширяется значительно больше, чем вода. Доливайте воду в радиатор перегретого двигателя лишь после того, как двигатель немного остынет. Если двигатель работает, то доливать воду нужно тонкой струйкой, чтобы не вызвать появления трещин в цилиндрах.
При испарении антифриза в систему охлаждения следует добавлять только воду, а если антифриз вытек, то долить его. По возможности течь устраните затягиванием хомутиков или заменой прокладок.
Помните, что эффективность охлаждения двигателя сильно зависит от натяжения ремня вентилятора. В случае ослабления — отрегулируйте его, а если ремень неисправен — замените его запасным.
Регулировка натяжения ремня вентилятора производится изменением положения генератора, а на автомобиле ГАЗ-5ЗА (натяжного ролика). В двигателях ЗИЛ-130 один ремень регулируется изменением положения генератора, а другой — перемещением насоса гидравлического усилителя рулевого управления. Величины прогиба правильно натянутого ремня при нажатии на него с силой 3—4 кг приведены на рисунках и в таблице. Если ремень привода вентилятора замаслен, его необходимо протереть бензином.
Перегрев двигателя может быть вызван и засорением шлангов системы охлаждения, проходов для воздуха в сердцевине радиатора, большом отложении накипи на стенках системы охлаждения, неисправностью клапана термостата или плохой работой водяного насоса и др.
Для устранения этих неисправностей вначале проверьте водяной насос. Если через контрольное отверстие водяного насоса выходит вода, значит, сальник неисправный и его следует заменить.
Нельзя заглушать контрольное отверстие, когда через него идет вода. Это приводит к порче подшипников водяного насоса. Если водяной насос неисправный и отремонтировать в пути невозможно, необходимо заменить его исправным. Засорившиеся проходы для воздуха в сердцевине радиатора продуйте сжатым воздухом.





Проверка натяжения ремня вентилятора двигателя автомобиля ГАЗ-53А:
1 — шкив коленчатого вала; 2 —ремень; 3 — генератор; 4 — вентилятор





Проверка натяжения ремня вентилятора двигателя автомобиля ЗИЛ-130:
1 — шкив коленчатого вала; 2 — шкив насоса гидроусилителя;
3 — шкив водяного насоса; 4 — шкив генератора; 5 — шкив компрессора; 6 — насос гидроусилителя рулевого управления.



Данные по натяжению ремней

Марка автомобиля

Усилие нажатия на ремень в кг в средней части

Нормальный прогиб ремней в мм

вентилятора

компрессора

«Запорожец» ЗАЗ-965А

«Москвич-408»

«Чайка» ГАЗ-13

«Волга» М-21

ГАЗ-69, ГАЗ-69А

ГАЗ-51А, ГА3-63

УАЗ-450Д

ГА3-53А

ЗИЛ-130

ЗИЛ-164, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157

3—4

3-4

3—4

2,5—3

4

4

3—4

3—4

4

3—4

12—15

12—15

5/10

10—15

10—15

10—15

10—15

10—15

10—15

15—20

10-12

10—15

15—20


Если в системе охлаждения накопилась грязь, то промойте ее чистой водой.
В системе охлаждения может образоваться много накипи. В этих случаях по возвращении в гараж систему промойте специальными растворами. Для уменьшения образования накипи лучше заливать в систему охлаждения чистую мягкую воду: дождевую или снеговую. Воду после слива из системы охлаждения используйте повторно, так как частая ее замена усиливает коррозию и повышает образование накипи. Если же внутренняя полость системы замаслена, то промывать систему нужно слабым раствором щелочи согласно инструкции. В пути термостат можете проверить внешним осмотром, при необходимости — удалите накипь, грязь, очистите маленькое отверстие в клапане. Если термостат неисправный (произошло заедание клапана), замените его.
Водитель обязан следить за тепловым режимом работы двигателя (нормальный тепловой режим 80—90°С). Его можно регулировать открытием или закрытием жалюзи. Когда жалюзи неполностью открываются, нужно проверить состояние и действие тяг управления жалюзи радиатора. Пластинки жалюзи не должны иметь вмятин и при полностью вытянутой рукоятке привода должны быть плотно закрыты, а если рукоятка находится в крайнем переднем положении — полностью открыты.
Особенно важно следить за работой жалюзи зимой. Иногда в нижней части радиатора замерзает вода и ледяная пробка нарушает ее нормальную циркуляцию.
Определить замерзание воды в радиаторе можно на ощупь, рукой. Обычно степень нагрева верхней части радиатора значительно больше, чем нижней и средней частей. Отметим, что при замерзании воды в радиаторе из пароотводной трубки интенсивно выходит пар. В этом случае лучше всего поставить автомобиль в теплое помещение, дать возможность растаять льду. Если такой возможности нет, то нужно место, где образовался лед, обложить тряпками, смоченными в кипятке и поливать их горячей водой.
Может случиться, что в сильный мороз и при продолжительной стоянке неработающего двигателя, замерзнет вода во всей системе охлаждения. Надо предварительно хорошо прогреть водяной насос, а затем пустить двигатель и дать поработать ему на малых оборотах до окончательного устранения замораживания.
Перегрев двигателя может возникнуть из-за чрезмерно позднего зажигания, так как смесь продолжает гореть при выпуске. При этом двигатель и выпускной трубопровод будут нагреваться по той причине, что часть тепла от сгораемой смеси отдается охлаждающей жидкости. Если зажигание очень позднее, следует установить более раннее.
Перегрев двигателя может быть вызван также применением топлива, не соответствующего данному типу двигателя. В этом случае надо заменить топливо, согласно инструкции.
На степень нагрева двигателя большое влияние оказывает состав рабочей смеси. Например, поступление в цилиндры бедной смеси может также вызвать перегрев. В этом случае вы услышите хлопки в карбюраторе, почувствуете ненормальную приемистость двигателя. Двигатель перегревается и из-за медленного горения бедной смеси. Объем горящих газов, продолжительность и поверхность соприкосновения деталей двигателя с газами увеличивается, становится большим количество отдаваемого тепла деталям двигателя.
Причины образования бедной смеси и способы их устранения приведены в разделе «Двигатель не развивает полной мощности».
Если двигатель перегревается из-за поступления в цилиндры богатой смеси, то характерными признаками этого являются выстрелы и черный дым в глушителе.
Богатая смесь, как и бедная, горит медленно и НЕ успевает сгореть полностью по причине недостатка воздуха. При выходе в глушитель смесь, соединяясь с кислородом, сгорает, создавая «взрыв». Продолжительная работа двигателя на этой смеси приводит к повышенному образованию нагара в цилиндрах к ухудшению передачи тепла в охлаждающую жидкость, создает возможность возникновения детонации.
У неопытных водителей двигатель иногда перегревается из-за частичной затяжки рычага ручного тормоза. Поэтому, трогаясь в путь, нужно всегда ставить рычаг ручного тормоза в крайнее переднее положение.
Бывает, что двигатель перегревается из-за длительной езды на низших передачах. Как поступить в таком случае? Надо остановиться, дать возможность остыть двигателю. Если остановка невозможна, следует в пути перейти на высшую передачу.
Иногда двигатель перегревается при недостаточной подаче масла к смазываемым деталям или плохого его качества. Ухудшение смазки приводит к усилению трений между деталями, повышает температуру деталей и масла. Вредно сказывается на работе, двигателя и повышенный уровень масла в картере. Следует постоянно следить за уровнем масла, за давлением в системе смазки, не допускать подтеканий масла через соединения шлангов и трубопроводов, прокладки и сальники фильтров тонкой и грубой очистки. Помните, что во избежание течи масла из-под крышки корпуса фильтра тонкой очистки при смене фильтрующего элемента, крышку следует ставить в то же положение, в котором она была и до снятия, ориентируясь метками на крышке и корпусе, нанесенными красной краской, а также при необходимости менять и прокладку между крышкой и корпусом фильтра.