Двигатель стучит

Двигатель стучит

Иногда при исправной системе смазки и нормальном тепловом режиме в работающем двигателе появляются стуки, возможно, по причине небольшого износа деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, либо вследствие неправильных регулировок. Сравнительно редко в двигателе возникают временные стуки, в основном по причинам раннего зажигания или перегрузки двигателя, возможно, детонации (использование топлива с пониженным октановым числом). Стуки временного характера появляются преимущественно при повышенных нагрузках двигателя и исчезают при переходе на более низшую передачу или после прикрытия дроссельной заслонки. Определить стуки и причины их возникновения нелегко. Многое зависит от индивидуальных качеств водителя, опыта его работы, способностей.
В пути водителю приходится определять стуки без стетоскопа, по внешним признакам. Для их прослушивания можно пользоваться металлическим или деревянным стержнем, один конец которого прикладывается к уху, а другой — к месту прослушивания. Кроме того, необходимо хорошо знать характерные оттенки всевозможных стуков и соответствующие участки их прослушивания.
При большом износе слоя баббита во вкладышах коренных подшипников различается глухой, низкого тона стук в нижней части картера, который заметно увеличивается под нагрузкой и при ускорении числа оборотов вала двигателя. Устраняется этот стук заменой вкладышей. Если же он звонкий - и менее интенсивный, чем стук коренных подшипников, значит, это характерный стук шатунных подшипников коленчатого вала двигателя. Обычно он ритмичный, среднего тона, и зона прослушивания немного выше, чем у коренных подшипников. Стук шатунных подшипников значительно возрастает при увеличении нагрузки и исчезает, если выключены цилиндры. Стук шатунных подшипников: можно устранить заменой вкладышей.
Стук поршневого пальца ритмичный, высокого тона, с резким металлическим оттенком и слышен в месте расположения цилиндров на всех режимах работы двигателя. Увеличивается с повышением нагрузки. Этот стук может полностью исчезнуть, если отключить свечу проверяемого цилиндра. Если стук поршневых пальцев имеется в нескольких цилиндрах, то для определения — в каком именно, свечи необходимо замыкать на «массу» поочередно. Обычно стук может возникнуть по двум причинам: из-за слишком раннего зажигания либо большого увеличения зазора между втулками и поршневыми пальцами (бобышками поршня).
В этих случаях в первую очередь нужно проверить и при необходимости отрегулировать зажигание. Если стук не устраняется, то поршневые пальцы по возвращении из рейса замените большими по размеру.
Иногда во время пуска холодного двигателя слышен звук, напоминающий стук глиняной посуды. Если он уменьшается или исчезает с прогревом двигателя, это значит, что зазор между поршнями и цилиндрами увеличен.







Величины зазоров в клапанах



Марка автомобиля


Величина зазора между клапаном и толкателем (коромыслом) на холодном двигателе, в мм



для впускных


для выпускных


ЗИЛ-965А


«Москвич-408», -407


«Волга» М-21, «Чайка» ГАЗ-13


ГАЗ-51, УАЗ-450


ГАЗ-53А, ГАЗ-66


ЗИЛ-120, ЗИЛ-121, ЗИЛ-124


ЗИЛ-157, ЗИЛ-164


ЗИЛ-130


«УРАЛ-375»


0, 08


0, 15


0, 25—0, 30


0, 23


0, 25—0. 30


0, 20—0, 25


0, 20—0, 25


0, 25—0, 30


0, 4—0. 45


0, 1


0, 20


0, 25—0, 30


0, 28


0, 25—0, 30


0, 20—0, 25


0, 20—0, 25


0, 25—0, 30


0, 4—0, 45


Если в двигателе на малых и средних оборотах коленчатого вала со стороны головки цилиндров, над местами расположения клапанов, прослушивается металлический стук с высоким тоном и частотой на фоне общего и глухого шума, то это значит, что стучат клапаны. Причины: большое увеличение зазора между толкателем и стержнем клапана или износ этих деталей, неточная регулировка необходимого зазора при сборке двигателя. Для того чтобы уточнить, что стучат именно клапаны, необходимо проверить щупом зазор между стержнем клапана и толкателем (стержнем клапана и носком коромысла). При несоответствии величины требуемого зазора отрегулируйте его. Для чего:
1. Поршень (двигателя ГАЗ-53Ф) регулируемого цилиндра установите в в. м. т. при такте сжатия, предварительно открыв крышку клапанной коробки;
2. Удерживая толкатель ключом, отпустите контргайку регулировочного болта;
3. Вращением регулировочного болта установите необходимый зазор;
4. Затяните контргайку болта;
5. Проверьте зазор щупом после регулировки.
Аналогично проверяется регулировка зазора и в остальных цилиндрах. На грузовом автомобиле ГАЗ-53А с V-образным двигателем иногда периодически слышен негромкий стук клапанов. Это не означает неисправность, поэтому регулировку производить не следует (легкие стуки в клапанах в практике допускаются). Но бывает и так, что на прогретом двигателе клапан стучит постоянно, особенно это характерно для клапанов, расположенных по краям головки. Тогда в этих клапанах следует уменьшить зазор. Величина зазора на холодном двигателе должна быть не меньше 0, 15—0, 20 мм. Для регулировки необходимо:
— поршень цилиндра, клапаны которого регулируются (допустим, первого цилиндра), установить в в. м. т. такта сжатия;
— отпустить контргайку на регулировочном винте;
— установить вращением регулировочного винта необходимый зазор;
— затянуть контргайку и вновь проверить зазор. Аналогично производят регулировку зазора в клапанах других цилиндров, поворачивая коленчатый вал на 90° в соответствии с порядком работы системы зажигания 1 —5—4—2—6—3—7—8.
В пути бывают случаи, когда в прогретом двигателе и при увеличении нагрузки возникает стук высокого тона. Говорят, что в двигателе детонация. Вот характерные признаки детонации: звонкий и частый стук, из глушителя выходит черный дым, двигатель перегревается и теряет мощность. Иногда стук этот ошибочно принимают за стук изношенных поршневых пальцев и втулок. Помните, что детонация — это сгорание части рабочей смеси с огромной скоростью, достигающей 2500 м/сек против обычной 15—25 м/сек, в результате чего появляется ударная волна и значительно повышается давление. Стук возникает потому, что образовавшаяся детонационная волна с большой силой ударяет о поверхность деталей кривошипно-шатунного механизма.
Часто детонационное сгорание ошибочно смешивают с самовоспламенением (без искры) рабочей смеси. Самовоспламенение наступает в перегретом двигателе, в конце такта сжатия, когда температура сжатой рабочей смеси слишком велика и смесь загорается до появления искры. Смесь может воспламеняться от соприкосновения с раскаленными электродами или частицами нагара. Чтобы отличить детонацию от самовоспламенения, выключите зажигание. Если двигатель тут же заглохнет, значит, была детонация, так как детонационное сгорание появляется после воспламенения смеси электрической искрой. Детонацию следует немедленно устранить, так как она вызывает разрушение деталей, повышает их износ, значительно увеличивает расход топлива.
Причинами детонации могут быть также:
— нагарообразование в головках цилиндров;
— применение топлива, не соответствующего данному типу двигателя;
— установление слишком раннего зажигания.
Детонационное сгорание бензина в цилиндрах объясняется образованием перексидов в рабочей смеси, способствующих увеличению скорости сгорания и придающих горению топлива взрывной характер. Стойкость топлива против детонации оценивается условным октановым числом. Чем оно больше, тем топливо более стойкое. В автомобильных бензинах октановое число колеблется от 66 до 98.
Появлению детонации могут способствовать и ряд других причин:
— ухудшение охлаждения двигателя;
— обеднение рабочей смеси;
— уменьшение числа оборотов;
— увеличение температуры рабочей смеси и нагрузки.
Детонационные стуки, возникающие от большого нагарообразования в камере сгорания, устраняются снятием головки цилиндра с последующей очисткой нагара. Необходимо отметить, что с увеличением числа оборотов коленчатого вала двигателя возможность детонационного сгорания при прочих равных условиях снижается. Это происходит потому, что время нахождения в цилиндрах свежей рабочей смеси сокращается, значительно снижается и коэффициент наполнения цилиндров двигателя, увеличивается количество газов в рабочей смеси, оставшихся от сгорания.
Если детонация вызывается из-за применения несоответствующего топлива, то устранить ее можно установкой более позднего зажигания поворотом корпуса прерывателя с помощью октан-корректора. Указательную стрелку прибора нужно перемещать по шкале в сторону минуса.
При позднем зажигании сокращается время на сгорание рабочей смеси, меньше образуется перексидов. Если детонация продолжительная, то необходимо заменить топливо согласно инструкции.
В двигателе могут быть и другие стуки, например, вала вентилятора и водяного насоса при большом смещении в осевом направлении, приводного вала распределителя при увеличенных зазорах в соединениях. Возможен также шум в кожухе распределительных шестерен при их значительном износе.
Все стуки в двигателе должны быть немедленно устранены. Если в пути нельзя этого сделать, то следует возвратиться в гараж с помощью буксира.