Вождение автомобиля в сложных условиях

Вождение автомобиля в сложных условиях

Преодоление на автомобиле подъемов и спусков, заболоченных лугов, водных преград, скользких участков пути и снежных заносов имеет ряд особенностей.
Подъемы. Если подъем небольшой и поверхность дороги ровная, преодолевать его рекомендуется с ходу. При этом переключать передачи не следует. Если на подъеме начинают пробуксовывать колеса, нужно сбросить газ и на тормозах осадить автомобиль назад, затем произвести повторный маневр с большим разгоном.
В случае снижения скорости движения автомобиля на подъеме нужно сразу же перейти на низшую передачу, не ожидая полной остановки автомобиля. Если на подъеме автомобиль остановился, то необходимо выключить сцепление, чтобы двигатель не «заглох», и затормозить автомобиль ножным и ручным тормозами.
При трогании автомобиля с места на подъеме нужно так действовать рычагом управления ручным тормозом, педалями сцепления и управления дроссельной заслонкой, чтобы не допустить скатывания автомобиля назад, т. е. растормаживание автомобиля должно произойти в момент начала движения его вперед.
Крутые подъемы рекомендуется преодолевать задним ходом, так как передача заднего хода имеет максимальное тяговое усилие. Если подъем скользкий, необходимо надеть на ведущие колеса цепь противоскольжения и включить передний мост (при необходимости понижающую передачу раздаточной коробки).
Надевать цепи противоскольжения необходимо при движении на длинных подъемах с глинистой почвой, мокрой травой, густым слоем опавших листьев, при снежном покрове.
Спуски преодолеваются на низших передачах и с притормаживанием автомобиля двигателем. Не допускаются резкое движение и повороты на спусках. Это может привести к заносу либо опрокидыванию автомобиля.
Для проезда через канавы и рвы необходимо предварительно забросать их подручным материалом, а крутые края срезать и сделать их более пологими. Если ведущие колеса буксуют, следует прекратить буксование во избежание «закапывания» автомобиля, перегрева двигателя, излишнего расхода топлива. Попытаться с помощью подручных материалов выехать вперед или назад.
Движение по заболоченному лугу осуществляется без снижения скорости и остановок, на пониженных передачах и с большим открытием дроссельной заслонки, без резких поворотов во избежание срыва слоя дерна и застревания автомобиля. При необходимости рекомендуется понижать давление воздуха в шинах колес, повышая этим самым проходимость автомобиля.
Для преодоления водных препятствий вброд необходимо предварительно разведать глубину реки, твердость дна, пути съезда и въезда, снять ремень вентилятора, закрыть жалюзи радиатора. Позаботиться о том, чтобы вода не заливала распределитель, свечи, генератор, стартер, сапун. Для успешного преодоления брода необходимо включить первую передачу и медленно въезжать в воду.
Затем нужно увеличить число оборотов коленчатого вала двигателя до средних и выдерживать равномерную скорость на всем участке водного пути. В момент выезда на берег следует плавно увеличить обороты двигателя автомобиля, чтобы успешно преодолеть береговую полосу.
После переправы необходимо разгерметизировать автомобиль, надеть и отрегулировать ремень вентилятора, удалить сухой тряпкой воду, попавшую на двигатель, просушить тормозные накладки, несколько раз слегка притормозив автомобиль.
Движение по снежному покрову лучше осуществлять с надетыми на ведущие колеса цепями противоскольжения и на пониженных передачах при средних оборотах коленчатого вала двигателя, без резких поворотов.
В случае пробуксовки ведущих колес необходимо отъехать по колее назад, очистить дорогу, подсыпать песок, шлак и с ходу преодолеть препятствие. Неглубокие сугробы, переметы через дорогу можно преодолеть, используя инерцию движущегося автомобиля.
В гололедицу необходимо двигаться на пониженных скоростях, обязательно пользоваться цепями противоскольжения.
Тормозить лишь при крайней необходимости и преимущественно двигателем, не выключая сцепления, путем плавного уменьшения оборотов коленчатого вала. Для предупреждения бокового заноса автомобиля не следует допускать резких поворотов рулевого колеса, резких изменений скорости движения, не тормозить на поворотах и закруглениях.
В случае появления заноса автомобиля необходимо прекратить торможение и быстро, но нерезко повернуть рулевое колесо в сторону заноса, а затем, как только автомобиль выровняется, плавно возвратить руль в первоначальное положение.
Движение автомобиля в дождь, туман, снегопад очень затруднительно и от водителя требуется повышенная внимательность. Скорость движения автомобиля должна быть уменьшена до 20 км/час и менее. Запрещается производить обгон с выездом из ряда, необходимо четко и правильно пользоваться светом фар и подфарников.
Помните, что дальний свет может ослеплять водителей встречного транспорта, а в тумане создаст перед автомобилем непроницаемую световую завесу.
Двигаясь в дождь, необходимо объезжать большие лужи или проезжать через них на малой скорости, тормозить плавно и постепенно во избежание бокового заноса автомобиля.
При движении в дождь, туман и снегопад необходимо держать увеличенную дистанцию от впереди идущего автомобиля и двигаться как можно ближе к правой стороне дороги, усилив внимание.