Падение компрессии

Падение компрессии

Компрессия во всех цилиндрах двигателя должна быть в пределах норм. Даже незначительное снижение отрицательно влияет на мощность и экономичность двигателя. При работе на больших нагрузках (давление газов в цилиндрах, действие сил инерции) изнашиваются детали двигателя. В основном понижение компрессии происходит по следующим причинам:
— поршневые кольца пригорают в канавках поршня или теряют упругость, изнашиваются и ломаются;
— пригорают или неплотно прилегают клапаны к седлам, сломаны клапанные пружины, нарушена величина зазора между стержнями клапанов и регулировочными болтами толкателей;
— повреждена прокладка головки цилиндров или слабо, неравномерно затянуты гайки ее крепления;
— изношено или повреждено зеркало, цилиндров.
Для быстрого и безошибочного определения причин
понижения компрессии водителю необходимо отчетливо знать все внешние признаки этой неисправности, Так, неплотное закрытие выпускного клапана в каком-либо цилиндре характеризуется выстрелами в глушителе, а неплотное прилегание впускного клапана — «чиханием» в карбюраторе. Негерметичное прилегание головки к блоку цилиндра может вызвать утечку газов в рубашку охлаждения, в соседний цилиндр либо наружу.
Утечку Газа можно обнаружить по появляющимся пузырькам газа, если смазать края прокладки (свечи) жидким маслом. Утечка газа между цилиндрами определяется лишь после снятия головки цилиндра по зачерненным частям прокладки. Пропуск газов можно устранить затяжкой гаек крепления головки цилиндров, либо заменой поврежденной прокладки на новую.
Подтяжку гаек производят равномерно, начиная от центра и постепенно к краям. Двигатель должен быть при этом холодный. На автомобиле ЗИЛ-130 подтяжка производится на прогретом двигателе.
При повышенном износе рабочих поверхностей цилиндров и поршневых колец из глушителя и маслоналивной горловины выходит дым, значительно увеличивается расход масла. При этом уровень масла в картере двигателя соответствует норме. Заметим также, что увеличенный расход масла и дым в двигателе могут быть и вследствие засорения газоотводящего трубопровода системы вентиляции картера. Поэтому при появлении этих неисправностей необходимо прежде всего, проверить и очистить систему вентиляции картера двигателя, а затем устранить другие дефекты. Закоксовывание поршневых колец в канавках поршня обычно ликвидируется их заменой.
Можно попытаться устранить пригорание поршневых колец без разборки двигателя. Для этого необходимо залить на 7—8 часов в каждый цилиндр приблизительно 20 г смеси, состоящей из равных частей денатурированного спирта и керосина.
Если клапаны негерметичны, дефект устраняется их притиркой, а износ зеркала цилиндров — при ремонте двигателя. Величины зазоров в клапанах регулируются. Проверка компрессии в цилиндрах двигателя осуществляется с помощью компрессометра или рукой. Как правило, в пути очень редко бывает компрессометр. Поэтому величина компрессии проверяется рукой. Для этого нужно:
— вывернуть все свечи зажигания, кроме свечи первого цилиндра;
— пусковой рукояткой проворачивать коленчатый вал двигателя до тех пор, пока в первом цилиндре не закончится такт сжатия;
— ввертывать свечу поочередно в последующие цилиндры и вновь проворачивать вал двигателя пусковой рукояткой.
Сравнивая величины усилий, затрачиваемые на преодоление сопротивления проворачивания во время такта сжатия в каждом цилиндре, можно узнать, в каком именно цилиндре пониженная компрессия. Для проверки компрессии компрессометром необходимо:
— прогреть двигатель;
— вывернуть свечи зажигания;
— установить плотно в свечное отверстие первого цилиндра наконечник компрессометра;
— открыть полностью дроссельную и воздушные заслонки;
— стартером провернуть коленчатый вал двигателя в течение 2—3 сек. и отметить показания компрессометра.
В исправном двигателе величина давления конца сжатия должна быть 7, 0—7, 8 атм. Разница показаний компрессометра между цилиндрами двигателя не должна превышать одну атмосферу.