Неисправности тормозов

Неисправности тормозов и порядок их устранения

Исправными считаются такие тормоза автомобиля, которые обеспечивают плавное и одновременное торможение всех колес, тормозной путь при этом не превышает нормы, а тормозные барабаны при движении автомобиля не нагреваются. Это достигается исправностью всех деталей тормозов, надежностью их крепления, отсутствием утечки воздуха и подтекания тормозной жидкости в системе, нормальной регулировкой привода и тормозных механизмов. Однако в процессе эксплуатации крепления, естественно, ослабевают, детали изнашиваются, регулировки нарушаются. Как правило, это приводит к нарушению нормальной работы тормозов и безопасности движения автомобиля.
Характерными неисправностями тормозов являются:
1. Слабое действие тормозов.
2. Неодновременное торможение колес.
3. Плохое растормаживание.
Тормоза действуют слабо. Причинами могут быть:
а) увеличение зазора между тормозным барабаном и колодками;
б) замасливание накладок тормозных колодок;
в) утечка жидкости и попадание воздуха в систему гидравлического привода тормозов;
г) падение давления воздуха в системе тормозов с пневматическим приводом;
д) нарушение регулировок привода или тормозных механизмов.
Чтобы убедиться в надежности тормозов автомобиля, сначала проверьте свободный ход педали и при необходимости произведите регулировку (порядок регулировки см. ниже).
Если это не помогло, проверьте величину зазора между колодками и тормозным барабаном, доведите до нормы.
Как правило, о большом зазоре между колодками и тормозным барабаном свидетельствует увеличенный ход педали тормоза до начала торможения. Нередко бывает так, что при большом износе накладок тормозных колодок, регулировкой не удается достигнуть требуемой величины зазора. В таком случае накладки переклепываются (или приклеиваются специальным клеем). Если зазор между тормозным барабаном и накладками соответствует норме, а тормоза «держат» плохо, необходимо убедиться, не произошло ли замасливание накладок.
Признаками замасливания является большой тормозной путь при резком торможении, а также занос автомобиля. Напомним, что исправные тормоза при торможении на сухой дороге с твердым покрытием должны обеспечить следующий тормозной путь при скорости 30 км/час; легковые автомобили — 7, 2 м, грузовые (грузоподъемностью до 4, 5 т без нагрузки) — 9, 5 м.
Заметим, что автомобиль «уводит» в сторону и при неодинаковом давлении в шинах правых и левых колес.
Поверхности накладок замасливаются обычно из-за обильной смазки или при неисправных сальниках.
Как устранить неисправность? Нужно заменить изношенные сальники, прочистить спускные отверстия маслоотражателей, а тормозные колодки с накладками очистить и промыть неэтилированным бензином (керосином). При сильном замасливании желательно зачистить накладки металлической щеткой или рашпилем.
Если тормоза действуют слабо и при этом проваливается педаль (на автомобилях с гидравлическим приводом тормозов), то вероятнее всего в гидравлический привод попал воздух. Воздух удалите прокачкой тормозов.
При обнаружении течи жидкости из колесных цилиндров через соединения трубопроводов надежно затяните соединения, проверьте исправность манжет и состояние рабочих цилиндров. Устраните повреждение цилиндров, а неисправные манжеты замените.
Эффективность действия тормозов при нажатии на педаль тормоза с пневматическим приводом чаще всего снижается по причине нарушения герметичности в трубопроводах, шлангах, тормозных камерах или тормозном кране, плохой работы компрессора, попадания в сжатый воздух масла и воды. Помните, что в исправной тормозной системе падение давления воздуха с 6 атм не должно превышать 0, 5 атм в течение 30 мин., а тормозная педаль при этом должна находиться в свободном положении.
Водитель обязан постоянно наблюдать за давлением воздуха в тормозной системе, которое при движении автомобиля не должно быть ниже 5, 5-7, 4 атм. Большую утечку воздуха из тормозной системы можно определить по звуку, а малую — с помощью мыльного раствора.
Начинать проверку герметичности пневматической системы необходимо с трубопроводов, шлангов и арматуры. Места, где может возникнуть утечка воздуха, покрывают мыльной водой. Допускается появление мыльных пузырьков размером до 25 мм в течение 6 сек. При обнаружении утечка воздуха в соединениях трубопроводов устраняется подтяжкой штуцерных гаек. Если не удается прекратить утечку, то необходимо облудить ниппели на концах трубок или заменить их новыми. Поврежденные шланги также заменяются.
Негерметичность тормозных камер можно устранить подтягиванием болтов крепления крышки корпуса камеры, если это не поможет, то диафрагму необходимо заменить. Пропуск воздуха из предохранительного клапана можно устранить промывкой клапана или осадкой поверхности седла легкими ударами молотка через медную выколотку. Закрыть выход воздуха через краны для слива конденсата или отбора воздуха можно путем притирки конуса пробки или заменой ослабленной пружины.
Если давление воздуха в пневматической системе превышает 5, 6 атм, но действие тормозов недостаточное то остается предположить, что неисправен тормозной кран. Чаще всего причиной этой неисправности является повышенный износ или загрязнение деталей либо разрегулирование. Дефект можно попытаться устранить регулировкой зазоров и хода педали. Если это безрезультатно, то по возвращении из рейса края необходимо отремонтировать.
Сравнительно редко тормоза отказывают из-за ненормальной работы регулятора давления воздуха. Но если вы обнаружили неисправность в этом приборе, его нужно отремонтировать, создав нормальное давление воздуха в пневматической системе. Бывает, что при сливе конденсата из воздушных баллонов обнаруживается большое количество масла. Следовательно, нужно продуть маслоотводящую трубку компрессора. Если это не дает результата, надо отремонтировать компрессор. Иногда работа компрессора сопровождается щелканьем, а давление воздуха при этом падает ниже 5, 6 атм. Это значит, что сломалась пружина нагнетательного клапана, ее надо заменить.
Одним из распространенных признаков неисправности тормозов является также неодновременность торможения колес. При этом дефекте заторможенный автомобиль «уводит» в сторону, особенно на скользкой дороге.
Основные причины неисправности:
а) неправильная регулировка привода тормозных механизмов;
б) замасливание накладок в одном тормозном механизме либо неодинаковые зазоры между накладками тормозных колодок и барабаном;
в) заедание валиков и тяги привода тормозов;
г) разное давление в шинах правых и левых колес;
д) засорение шлангов либо трубопроводов.
Проверить одновременность действия тормозов можно простейшим способом: вывесить колеса автомобиля и включить прямую передачу. При средних оборотах двигателя плавно нажать на педаль тормоза, и если колеса остановятся и двигатель заглохнет, значит, тормоза действуют одновременно и с одинаковой силой. В противном случае ведущие колеса будут вращаться с разным числом оборотов, благодаря дифференциалу. Колесо, затормозившееся раньше, будет замедлять движение, а другое — вращаться быстрее. Если вы убедились, что торможение колес разное, следует искать неисправность. Проверьте правильность регулировок привода и тормозных механизмов, давление воздуха в шинах колес, зазоры между накладками тормозных колодок и барабаном. Убедитесь, нет ли замасливания накладок, заедания валиков и тяги привода, засорений в шлангах и трубопроводах. Найденные дефекты по возможности надо устранить на месте.
Характерной неисправностью ножных тормозов является плохое растормаживание колес. Иначе говоря, при полностью отпущенной тормозной педали колеса продолжают находиться под действием тормозов. Основные причины:
а) отсутствие свободного хода педали тормоза;
б) отсутствие зазора между накладками и тормозным барабаном либо загрязнение тормозных барабанов;
в) засорение компенсационного отверстия в корпусе главного цилиндра или воздушного отверстия в пробке;
г) повреждение трубопроводов, шлангов, разбухание манжет;
д) заедание валиков привода;
е) неисправность тормозного крана;
ж) срыв накладок тормозных колодок;
з) примерзание накладок к барабану в зимнее время;
и) потеря упругости или поломка стяжных пружин тормозных колодок;
к) заедание поршней в колесном цилиндре.
Устранять неисправности нужно с проверки и регулировки величины свободного хода педали тормоза. Напомним, что нормальный свободный ход педали тормоза обеспечивает требуемый зазор между коротким плечом рычага тормозного крана и наконечником штока (в тормозах с гидравлическим приводом — между толкателем и поршнем главного цилиндра), что необходимо для полного растормаживания колес. Затем проверить зазор между накладками и тормозным барабаном и при необходимости отрегулировать его. Если зазор слишком мал, барабан будет нагреваться. Не добившись регулировкой устранения неисправности, попробуйте поднять колеса, провернуть и прослушать: нет ли шума и стуков при проворачивании. Шум и стуки будут указывать на неисправность стяжной пружины. Ее следует заменить. Барабан очистить от загрязнений. При снятом барабане колодки тормоза на опорном пальце должны легко вращаться. Тугое вращение можно устранить путем смазки поверхностей трения.
Если все это не дало положительных результатов, нужно внимательно проверить состояние манжет и колесных цилиндров. Может быть, заедает поршень. Коррозии или засорения в нем устранить лучше всего промывкой спиртом. Перед сборкой его необходимо смазать тонким слоем касторового масла.
Если вы обнаружили разбухшие манжеты и сильно изношенные цилиндры, их нужно заменить новыми, а всю систему промыть.
Убедившись, что и колесные цилиндры исправны, прочистить воздушные отверстия в пробке главного тормозного цилиндра, предварительно слив тормозную жидкость из резервуара.
В тормозах с пневматическим приводом нужно проверить и устранить неисправности тормозного крана либо сдать кран в ремонт.